Что такое тоника в музыке

ДОМИНАНТА — в музыке одна из функций тональных в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада. Почему именно эти ступени называются главными? Так, пятая ступень входит одновременно и в тонические аккорды, и в доминантовые. Например, доминанта, субдоминанта, вводный тон и т.д.

В европейской музыке тональности пятой ступени всегда выделялась особая роль, доминанта означала контраст к основной тональности. Гармонический оборот, содержащий тонику и доминанту, называется автенти́ческим. В отличие от плагальных оборотов, обороты с доминантой принято считать напряжёнными и неустойчивыми. Ответ достаточно простой: тоника – это первая ступень мажорного или минорного лада, самый устойчивый его звук, который, как магнит, притягивает к себе все остальные ступени.

Как известно, в мажорной и минорной гамме всего по 7 ступеней, которые во имя общей гармонии должны как-то между собой «ладить». Неустойчивые ступени всегда стремятся разрешиться в устойчивые.

Каждая ступенька в ладу выполняет какую-то определённую функцию (роль) и по-своему называется. В связи с этим естественно возникают вопросы: «А что такое доминанта, и что такое субдоминанта???». Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных.

Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику. Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно.

Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет.

Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени. Вопрос можно написать прямо в комментариях. Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. Кнопочки внизу тебе в помощь! В тонических аккордах она, безусловно, устойчивая, хотя и самая неустойчивая из трёх устойчивых.

Доминанта (теория музыки)

Есть свойсва устойчивости-неустойчивости, а есть функции (тоника, субдоминанта, доминанта) — это категории разные, хотя и связанные. Так вот, неустойчивойсть и «желание» скорейшего разрешения в тонику имеют доминантовые аккорды, доминантовые созвучия. В свою очередь эти созвучия завязаны на доминанте — пятой ступени, но эта пятая ступень в них никогда не бывает одинока, она всегда появляется со своей свитой — с «неустойчивыми» ступенями.

Устойчивые и неустойчивые ступени

Тоника отчитывает Соль, и соль, которая временами бывает неустойчивой, у Тоники по струнке ходит)). Надо-таки попробовать подвести итог)) В общем, функции — тоника, субдоминанта и доминанта — это двигатели и делатели музыкального развития. Доброго времени суток) Уважаемый администратор, очень хотелось бы узнать, как с помощью тоники и доминанты с субдоминантой построить аккорд?

Модуляция в музыке

Не перепутаны ли на последней иллюстрации доминанта и субдоминанта? Егор и Таня, все там правильно. Скажите, в итоге как правильно? Возьмем из этой гаммы три звука, три устойчивые ступени — 1-ю, 3-ю и 5-ю, это будут ноты до, ми и соль. Вместе они образуют тоническое трезвучие (аккорд из трех звуков).

Обращение трезвучий и септаккордов на примере тоники, субдоминанты и доминанты

Очень познавательно и доходчиво! Основой доминантовых аккордов является V ступень лада, которая и сама носит название доминанты. Доминантовую функцию выполняют также аккорды, строящиеся на VII и III ступенях. Тяготение аккордов Д. к тонике связано и с присутствием в их составе вводного тона. Разрешение Д. в тонику с максимальной определённостью устанавливает тональность. Тональность, тоника которой является доминантой основной, называется доминантовой.

Доминанта (в музыке) это:

I. ДОМИНАНТ а, м. dominante <лат. Животное, занимающее в группе подобных господствующее положение. Сегодня мы узнаем про то, что такое обращение аккордов, в частности про обращение трезвучий и септаккордов.

Человеку, который смотрит на такую запись, если он знаком с теорией, не составит труда соориентироваться в ней. Итак, что же это за варианты записи, о которых мы говорим? Т — это тоника, S — субдоминанта, D — доминанта. Если мы видим запись T, S, D, то это значит мы должны построить «стандартную» гармонию, этот вопрос мы рассматривали в этой статье о простой гармонии.

Я говорю про обращение аккордов, мы их уже немного коснулись в статье о разнице между секстаккордом и аккордом с секстой. Секстаккорд — это первое обращение аккорда. В этом случае у нас в басу уже не терцовый тон оказывается, а квинтовый.

Пример модуляции в тональность второй степени родства

Также можно сказать, что все три вышеописанные трезвучия — один и тот же аккорд — C (до-мажор, мы взяли его для примера). В субдоминанте у нас также как и в тонике есть целых три варианта как взять нужное трезвучие. Вы знаете, что от четвёртой (субдоминантовой) ступени в мажорной тональности берётся также мажорный аккорд. Взяв субдоминанту «как обычно» от 4-ой ступени мы получим мажорное трезвучие, по-другому оно будет называться S53 или просто S, то есть субдоминантовый терцквинтаккорд.

Следующее обращение, образуется с помощью перенесения в S6 нижнего звука на октаву выше, так получается S64 или субдоминантовый квартсекстаккорд. Ну в общем все то же самое, что и с тоникой делали. Получается есть целых три варианта того как взять один и тот же субдоминантовый аккорд, получаемый на 4-ой ступени и их вы также можете использовать на своё усмотрение.

Или вот первая ступень — в тонических аккордах устойчивая, но в субдоминантовых — нет)) Чтобы это окончательно понять, нужно столкнуться с более сложными музыкальными явлениями. Но в доминанте есть тритон — этим она отличается от аккордов от 1-ой и 4-ой ступеней, она требует разрешения. В разных источниках основной тон аккорда называют то тоникой, то примой.

Также интересно: