Мис ван дер Роэ, Людвиг

В августе 1969 года Мис ван дер Роэ скончался. В 1927 году Мис ван дер Роэ руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Людвиг Мис ван дер Роэ стремился к предельной простоте своих сооружений.

С 1912 по 1930 год Мис работает как независимый архитектор в Берлине. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.

И пусть спустя годы его обвинят чуть ли не в «типовом проектировании», изначальная идеология мастера была от этого бесконечно далека. Я никогда не забываю этого. Это обнадеживающий и направляющий свет», — делился архитектор своими мыслями в дневниках.

Именно здесь начинающие архитекторы могли получить то, в чем они нуждались. В 1923 году Роэ создал проекты загородных домов — кирпичного и железобетонного. Эти работы ознаменовали собой новую концепцию в архитектуре. Мис ван де Роэ закладывает новое понимание при разработке внешнего облика здания. В 1926 году Мис стал создателем памятника Карлу Либкнехту и Розе Люксембург. С 1912 года Людвиг принимает решение работать независимо.

В 1929 г. Мисом был спроектирован павильон Германии для участия в выставке в г. Барселона, который сам стал экспонатом. В конце тридцатых Людвиг покидает Германию и перебирается в Америку, где ему предлагают возглавить технологический институт Иллинойса. После реализации проекта Сигрэма, в мастерской известного архитектора проектируется еще несколько офисов-небоскребов — IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).

Мис ван дер Роэ. Нестареющая архитектура

Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.

Жилые дома Людвиг проектирует в том же ключе – внешне они не отличаются от офисов, резко контрастируют с кирпичными жилыми кварталами

Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.

Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Вторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.

После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм. Или, говоря словами Миса, — «переносил в пространство волю эпохи». В крайнем случае — афоризма «Бог в деталях». Между тем, до павильона в 1929 году, к которому мы еще вернемся, было, к примеру, здание совсем другого «павильона» — посольства Германии в Санкт-Петербурге.

Но новизна их как минимум в том, что мы видим опять-таки «кости и кожу». Стены «выгнали на улицу» и они перестали быть конструктивными элементами. Находящийся в павильоне не просто наблюдает за природой из окна — она сама приходит к нему в дом, пространства перетекают одно в другое: нет ни дверей, ни замкнутых помещений.

Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения.

Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.

Концепция проекта павильона Германии имела продолжение и была применена к проектированию жилых домов. В частности в тридцатом году Мис создает проект виллы Тугенгат

Объемно-планировочное решение полностью определяется функцией: единую форму с возможными перегородками заменяет сеть сообщающихся и перетекающих друг в друга модулей-параллелепипедов. В 1920-е годы он прибавил к своему полному имени, которое спустя некоторое время стало всемирно известным, фамилию матери. В 1905 году Мис отправился в Берлин, где ему посчастливилось устроиться на работу к архитектору Бруно Паулю, известному в то время специалисту по оборудованию интерьеров.

Кстати, самое божественное, что, с точки зрения ван дер Роэ, доступно человеку, — это природа. Разумеется, мы не можем не упомянуть самую знаковую постройку ван дер Роэ, ставшую реальным воплощением его многолетних идей и замыслов. Чем меньше, тем больше» — это еще одна знаменитая формула от ван дер Роэ. Только «железная логика» (стальной каркас) и божественная матушка-природа — лучшее, кстати, украшение для любой архитектуры.

Также интересно: