Эффект Коанда

С 1940 по 1970 в США проводились эксперименты с применением эффекта Коанда в создании летательных аппаратов. Левина Екатерина Юрьевна et al. «О возможности применения эффекта Коанда в вихревых трубках» Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения (2014).

Эффект Коа́нда (иногда — эффе́кт ча́йника) — физическое явление, названное в честь румынского учёного Анри Коандэ (название предложил его французский коллега Альбер Метраль). Хотя по образованию Коанда был инженером-артиллеристом, он больше интересовался проблемами воздухоплавания. Позже этот эксперимент привёл к открытию «эффекта Коанда».

Для защиты хвоста от выхлопа двигателя Коанда применил закругленные дефлекторы. В полете дефлекторы отклонили пламя из двигателя на хвост самолёта. Хвостовое оперение сгорело и потерявший управление самолёт врезался в амбар. По легенде Коанда тогда впервые обратил внимание на это явление, названное впоследствии «эффектом Коанда».

В 1915 году, во время Первой мировой войны, Коанда снова переехал во Францию и работал в компании Делоне-Бельвиль в Сен-Дени. Позже аналогичный дизайн был использован в самолётах Caravelle, при конструировании которых Коанда был техническим консультантом. Струя воздуха может быть либо свободной (ограниченной окружающим воздухом), либо ограниченной (стеснённой, ограниченной препятствиями со всех сторон), либо настилающей.

Дальность распространения настилающей струи увеличивается приблизительно в 1,2 раза по сравнению со стеснённой струей. То есть струя, которая настилается на потолок или любую другую поверхность, имеет большую дальнобойность при остальных одинаковых условиях, чем струя не ненастилающая. Этот эффект применяют в кондиционерах для создания эффекта прилипшей к потолку струи воздуха для лучшего циркулирования воздуха в помещении.

Крыло самолёта — У этого термина существуют и другие значения, см. Крыло. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Тогда чай вместо чашки попадает на скатерть (поэтому, этот эффект ещё называют «эффектом чайника»). Ключевые слова: эффект Коанда, вихревая трубка.

Причём, у твёрдой поверхности скорость потока равна нулю. 64 Рис. 1. Эффект Коанда. Это — один из базовых эффектов аэро- и гидродинамики. Природа не отделяет один эффект от другого. Обычное ламинарное, то есть, ровное, без завихрений, обтекание крыла мы можем объяснить тем же эффектом Коанда. Эффект Коанда в изобретательской практике и применимостью в разработке промышленных изделий тесно связан с эффектом аспирации. Итак, эффект Коанда часто в изобретательской практике используется для засасывания дополнительной массы воздуха не через вентилятор, а увлеканием скоростным потоком.

Этот интерес вызван ещё и тем, что закрутку потока вследствие комплекса свойств используют для интенсификации различных, в том числе тепло- и массообменных процессов. Наиболее полно эти свойства проявляются в устройствах, реализующих эффект энергетического разделения, известный как эффект Ранка, или вихревой эффект.

1) Простота конструкции, надежность и долговечность вихревых аппаратов являются теми качествами, которые определили область применения вихревого эффекта в технике. Список литературы 1. №Ь:кйр://т^1к1ре&а.ог^1к1/%ВВ%Е4%Е4%Е5%ЕЛ%Е2_%СЛ%ЕЕ%Е0%ЕБ%Е 4%Е0 2. Меркулов А.П., Вихревой эффект и его применение в технике.

Анри Мари Коанда, второй ребенок в большом семействе, родился в Бухаресте (Bucharest) 7 июня 1886-го. Его отец был профессором математики в Национальной школе мостов и дорог (National School of Bridges and Roads).

Предаваясь воспоминаниям о детстве, Коанда отмечал, что его очень волновала сила ветров. Получив ранг артиллерийского офицера, Коанда все же больше был увлечен техническими проблемами полета. Свои исследования Анри продолжил в бельгийском Институте Монтефиоре в Льеже (Montefiore Institute, Liège), где познакомился с авиационным инженером Джанни Капрони (Gianni Caproni). В 1909-м Коанда отправился в Париж (Paris), где поступил в Высшую национальную школу инженеров и авиаконструкторов (École Nationale Superieure d’Ingenieurs en Construction Aéronautique).

Таким образом, Анри разработал технологию реактивной тяги, которую сначала запатентовал во Франции (France), а затем в Великобритании (Great Britain) и Швейцарии (Switzerland). В октябре 1910-го самолет ‘Coandă-1910′ взмыл в воздух на глазах большой толпы. За штурвалом находился сам Анри. Чтобы защитить хвост от выхлопов, Коанда использовал закругленные дефлекторы. Самолет потерял управление и врезался в амбар. Согласно легенде, такой поворот событий заставил изобретателя задуматься, после чего он открыл ‘эффект Коанда’.

В промежутке между Первой и Второй мировой Коанда не прекращал путешествовать и изобретать. В 1934-м он получил патент на ‘эффект Коанда’ во Франции. В начале 1930-х он заложил основы для создания дискообразного самолета ‘Aerodina Lenticulara’, так называемой ‘летающей тарелки’, но проект не был доработан. В 1969-м, в эпоху Чаушеску (Ceauşescu), Коанда вернулся в Румынию, где занимал пост директора Института научного и технического творчества (INCREST).

В 1904 году он вместе со своим артиллерийским полком был командирован в Германию, где поступил в Высшую техническую школу в Шарлоттенбурге. В 1910 году он закончил её, став первым в своём классе и получив специальность авиаконструктора. При поддержке инженера Гюстава Эйфеля и математика и пионера авиации Поля Пенлеве, Коанда начал эксперименты по аэродинамике.

С использованием эффекта Коанда для увеличения подъёмной силы крыла, за счёт его обдува реактивной струей от двигателя самолёта, было построено несколько проектов самолётов. После его открытия, как обычно, появились десятки различных объяснений эффекта Джанибекова.

Также интересно: